ВОЛОНТЕРСКИЙ ОТРЯД
"МИЛОСЕРДИЕ"
- НАШ ДЕВИЗ
Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь!
Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся.
Программа волонтёрского отряда
"Милосердие"
Руководитель:
Хомиченко Л.В.
2024/2025 уч. год.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОТРЯДА:
- помощь ветеранам Великой Отечественной войны;
- помощь инвалидам;
- помощь одиноким пожилым людям;
- помощь младшим;
ВОЛОНТЁР-это человек, действующий по доброй воле, а не из материального или финансового интереса или под воздействием внешнего социального, экономического или политического давления.
"МИЛОСЕРДИЕ"
Введение.
На Земле с каждым годом становится все больше и больше людей пожилого возраста. Проблема одиночества, по мнению многих ученых, во всех возрастных категориях считается потенциальным источником стресса и причиной индивидуальных трагедий.
Старость иногда называют «возрастом социальных потерь». Утверждение это не лишено оснований: старость как фаза жизни характеризуется возрастными изменениями в организме человека, изменениями его функциональных возможностей и, соответственно, потребностей, роли в семье и обществе, что зачастую протекает не безболезненно для самого человека. В этот период перед пожилыми людьми возникает много проблем, так как пожилые люди относятся к категории "маломобильного" населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Следует также признать, что большая группа наших граждан, представленная пожилыми людьми, нуждается в основательной материальной, социальной и психологической поддержке. Ведь это в большинстве своем люди, прекратившие трудовую деятельность. Пенсионеры имеют материальный доход в несколько раз ниже, чем работающие. Это связано, прежде всего, с дефектами и физического состояния, вызванного заболеваниями с пониженной двигательной активностью.
Кроме этого социальная незащищенность пожилых людей связана с потерей родственных контактов: умирает супруг, взрослые дети отдаляются от родителей. Однако наличие родственников еще не является страховкой от одинокого существования, многие пожилые люди проживают вместе с родственниками, но должной эмоциональной, материальной, социальной поддержки не ощущают.
С человеческой, гуманистической позиции большое значение приобретает признание общественной ценности пожилых людей как носителей традиций и культурного наследия наций. Восстановить нравственность общества поможет связь поколений путем передачи традиций народа, норм поведения, всеобщего милосердия и благоразумия. Поколение пожилых людей прошло вместе со страной сложный путь развития, войн, смены руководства и приоритетов. С этой точки зрения очень важно не обрекать их на физическое или эмоциональное одиночество, не изолировать их с "устаревшими понятиями жизни", а наоборот, найти новые формы к сотрудничеству. Пожилым людям свойственно обладать многими качествами, но есть одно, которого нет и не может быть у других поколений. Это - мудрость жизни, знаний, ценностей. Именно мудрость, свойственная пожившему достаточно на этой земле человеку, может явиться мощнейшим стимулом и фактором развития общества. Ведь мудрость - это не только экономика, это и политика, и этика, и нравственность.
Как видите актуальность этой проблемы налицо. Закрыть глаза на все возрастающую с каждым годом проблему мы не можем, хотя бы по одной только причине: все мы не вечны, и участь жизни пожилого человека нас всех ждет неминуемо. Если мы хотим, чтобы наше существование было другим в будущем, если мы хотим продолжать активную, деятельную жизнь и быть "на плаву" в этом мире и не позволять обрекать себя на одиночество, будь то социальное или физическое, то шаги реальных действий необходимо предпринимать уже сейчас.
Проблемы социальной защиты пожилых людей становятся особенно актуальными в современных условиях, когда старые формы и методы социальной поддержки оказались непригодными, а новая система еще только создается.
Мы решили создать из учеников и педагогов нашей школы волонтёрский отряд. Члены отряда будут осуществлять помощь пожилым людям, живущим рядом с нами.
Ветераны-педагоги в нашей школе.
Ах, сколько грусти в слове «ветеран»!
Но сколько здесь почёта и тепла!
Ведь лишь трудом почёт людской был дан,
И в школе лучшие прошли года.
История государственного учреждения образования «Лоевская средняя школа имени А.В.Козлова» начинается с 1977 года. За это время сменилось не одно поколение педагогов. К сожалению, многих уже нет в живых, но память о них всегда жива. На вечерах встречи выпускников разных лет звучат теплые слова воспоминаний о тех педагогах, имена которых красной нитью вписаны в историю нашей школы. В память о них объявляется минута молчания. И я знаю, что педагог живет до тех пор, пока его помнят. Ушедших помнят, дорожат воспоминаниями, преумножают знания, полученные благодаря им.
Работа с ветеранами педагогического труда является приоритетным направлением в работе волонтёрского отряда.
Основной задачей волонтёрского отряда по работе с ветеранами является сохранение единства организации ветеранов и коллектива учащихся и педагогов школы.
Цели работы с ветеранами педагогического труда:
- содействовать вовлечению ветеранов педагогического труда в общественную жизнь, работу с учащимися, молодыми специалистами по сохранению и развитию педагогических традиций;
- укреплять связь между поколениями педагогов, обеспечивать участие ветеранов педагогического труда в воспитании учащихся;
- организовывать оказание шефской помощи одиноким, больным ветеранам;
- проводить мероприятия по чествованию ветеранов по поводу государственных праздников, юбилейных и других памятных дат.
Сегодня в нашей ветеранской организации состоят 42 педагога.
В школе имеется банк данных о ветеранах педагогического труда. За каждым ветераном закреплён классный коллектив.
Вспоминаются поэтические строки: «Тот, кто стал учителем, поймет: какое счастье – быть полезным людям…». Работа учителя заключается в постоянном стремлении оказать помощь детям, родителям, всем, кто нуждается. И, наверное, невыносимо больно чувствовать себя одиноким. Но наши учителя-ветераны, и я уверена в этом, не чувствуют себя одинокими, они постоянно с нами, с детьми, постоянно на переднем плане.
Педагогический коллектив всегда уважительно и бережно относится к ветеранам труда, к людям, умудрённым богатым жизненным опытом.
И я не могу сегодня сказать, что они ушли из школы, нет! У них просто скользящий график работы, другое расписание уроков, другие предметы без календарных планов. Педагоги-ветераны должны быть всегда активными.
А активности нашим ветеранам не занимать. Выйдя на пенсию, в большинстве педагоги не забывают родную школу, не теряют связи со своими коллегами. Об этом свидетельствует не только активная деятельность ветеранской организации, но и работа в школе.
Ветераны - частые гости в стенах родной школы. Они проводят со школьниками встречи, классные часы, где рассказывают о своем жизненном пути, помогают молодым педагогам в профессиональном становлении.
Эти теплые, душевные встречи необходимы нам, работающим учителям, детям, которые встречаются с наставниками своих родителей, и им, кто на протяжении многих лет вкладывал душу и знания в детские сердца, кто дарил внимание и заботу, учил доброму и прекрасному.
К чему грустить, когда проходят годы мимо?
Пустить слезу, конечно, можно иногда..
И вы нам дороги, нужны, необходимы.
Вы с нами! И любимы вы всегда.
Что можем мы сделать для них? Поделиться теплом души, памятью, участием… Мы рады видеть наших ветеранов в стенах школы в будни, но в праздничные дни 1 сентября, на День учителя, 8 марта, 23 февраля без них просто невозможно обойтись. Для них цветы, теплые слова, красочные поздравления, восторженные взгляды и овации. Для них накрыты сладкие столы и звучат любимые песни, для них выступления коллег и рыцарские турниры учителей и учащихся.
Ко Дню пожилых людей в школе активно проходит акция «Поделись теплом души своей». Стоит отметить, что к мероприятиям готовятся не только волонтёры, готовится вся школа. В трудовом коллективе стараются уделить внимание своим старшим коллегам. Особенно тем, кто вышел на заслуженный отдых.
Ребята весной пропалывают грядки, убирают дворы от листвы, оказывают помощь в посадке огородов и уборке урожая, утеплении окон в рамках акции «Теплое окошко», зимой – чистят дорожки, складывают дрова, делают уборку по дому.
Традиционными стали акции «Милосердие», «Память», «Письмо ветерану», « Рядом живёт ветеран».
Актуальность проблемы
Деятельность волонтёра направлена на оказание пользы самым нуждающимся людям и обществу.
В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого. В наше трудное время особенно страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети - сироты. Чтобы помогать им, не обязательно становиться на учет в специальную организацию, в нашей школе одним из направлений является волонтерское движение «Милосердие», где каждый может узнать, где больше всего ждут его помощи.
Цель проекта:
Развитие подросткового добровольческого движения в нашей школе.
Задачи:
1. Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей
2. Содействовать утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного совершенствования детей и подростков
3.Подчеркнуть роль волонтёров и важность их деятельности для общества в целом
Функции волонтеров:
- оказание помощи самым нуждающимся;
- проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;
- распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде - проведение тренинговых занятий);
- первичное консультирование
-творческая деятельность. Разработка станционных игр, массовых акций, создание плакатов, брошюр, видеороликов;
- сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных.
Заповеди волонтеров:
1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
3. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Правила деятельности волонтера:
1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2. Будь генератором идей!
3. Уважай мнение других!
4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
5. Обещаешь – сделай!
6. Не умеешь – научись!
7. Будь настойчив в достижении целей!
Этапы работы:
1. Организационный: создание волонтерской команды.
2. Обучающий: обучение волонтеров навыкам первичной помощи ветеранам и одиноким.
3.Проектирование: планирование мероприятий по пропаганде добровольческого движения.
4. Подведение итогов: анализ работы, определение перспективы её внедрения в своей школе.
Потенциалы развития
1. Освещение деятельности проекта.
2. Публикации по проблемам добровольческого движения.
3. Привлечение родителей к проведению различных мероприятий.
4. Использование информационных стендов, листовок, плакатов.
Чем занимаются волонтеры нашей школы?
Всем, чем угодно! Волонтёры могут работать в любые дни. Обычно в неурочное время.
- Ожидаемые результаты:
- -создание постоянно действующего волонтерского отряда;
- -повышение уровня правовой культуры, духовности, милосердия школьников;
- -увеличение охвата учащихся.состоящих на различных видах учёта в деятельность волонтерского движения;
- -увеличение активности детей в самоуправлении школы;
- - повышение уровня творческой активности школьников, их досуговой занятости.
Настоящее Положение устанавливает основы организации, правового регулирования волонтерской деятельности в учреждении образования (далее – школа), определяет формы и условия реализации данного движения в ученической среде.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Под волонтерской деятельностью понимается добровольная деятельность, не связанная с извлечением прибыли, направленная на решение социальных, культурных, экономических, экологических и других проблем в обществе.
1.2. Основная цель волонтерской деятельности в школе - пропаганда идей добровольческого труда на благо общества и привлечение молодежи к решению социально значимых проблем.
1.3. Задачи волонтерской деятельности:
- воспитание у учащихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.;
- вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения;
2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организаторами волонтерской деятельности в школе (далее - Организаторы) могут выступать структурные подразделения, общественные объединения и организации, органы ученического самоуправления, обучающиеся, преподаватели и сотрудники.
2.2. В своей деятельности Организаторы опираются на международные, республиканские и локальные нормативные правовые акты, соответствующие выбранному профилю волонтерской деятельности, в том числе на данное Положение.
2.3. Содержание волонтерской деятельности определяется социальным заказом или инициативой Организаторов.
2.4. Волонтерская деятельность должна основываться на принципах добровольности; законности; самоуправления; непрерывности и систематичности; свободы определения внутренней структуры форм и методов работы; осознания участниками волонтерского движения личностной и социальной значимости их деятельности; ответственного отношения к деятельности.
2.5. Волонтерская деятельность в школе может реализовываться в различных формах: акции, проекты, программы и т.д., которые могут носить как краткосрочный, так и долгосрочный характер.
2.6. Для осуществления волонтерского движения в школе могут формироваться волонтерские отряды (группы) и создаваться органы самоуправления.
Вся волонтерская деятельность в школе должна быть согласована с администрацией.
3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАТОРОВ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Организаторы волонтерской деятельности в школе имеют право:
- инициировать волонтерскую деятельность различных направлений, форм и сроков реализации;
- сотрудничать со структурами, организациями, объединениями, занимающимися волонтерской, социальной деятельностью в школе, городе, области, республике;
- разрабатывать и подавать проекты, связанные с волонтерской деятельностью, для финансирования в общественные фонды (разрешенные в Республике Беларусь), соответствующие управления и ведомства;
- поощрять (ходатайствовать о поощрении перед администрацией) волонтерские отряды (группы), отдельных волонтеров.
3.2. Организаторы волонтерской деятельности обязаны:
- при разработке и реализации волонтерской деятельности руководствоваться республиканскими и локальными нормативными правовыми актами, регулирующими данный вид деятельности, в том числе данным Положением;
- создавать условия для реализации и развития волонтерской деятельности в школе;
- координировать усилия участников волонтерской деятельности для достижения общей цели;
3.3. Организаторы несут ответственность за осуществление волонтерской деятельности в школе.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основными направлениями волонтерской деятельности в школе являются:
- разработка и реализации проектов, программ, акций и др., призванных актуализировать приоритетные направления волонтерской деятельности;
- разработка и утверждение планов координации деятельности волонтерских отрядов (групп), волонтеров, осуществляющих свою деятельность;
- создание системы взаимодействия участников волонтерского движения в школе, городе, области, республике и т.д.;
- разработка и проведение конкретных мероприятий, направленных на реализацию отдельно взятых программ;
- взаимодействие с государственными органами и общественными молодежными объединениями и организациями, заинтересованными в волонтерской деятельности;
- подведение итогов по результатам проделанной работы за определенный период времени, а также обмен опытом работы отдельных волонтерских отрядов (групп), участников волонтерского движения;
- информирование населения через средства массовой информации о целях и задачах своей деятельности, о мероприятиях, проводимых в рамках разработанных программ, проектов и т.д.
5. ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ ПООЩРЕНИЯ ВОЛОНТЕРОВ
За свою работу волонтеры и Организаторы волонтерской деятельности могут поощряться в следующих формах:
- награждение грамотой, дипломом, благодарностью, памятным подарком;
- подготовка публикации о достижениях участника волонтерского движения, видеофильма, сайта и др. о лидерах волонтерского движения;
- участие в выездных семинарах, профильных сменах, туристических поездках и т.п.
УТВЕРЖДАЮ
Директор Лоевской средней
школы им А.В.Козлова
____________Т.Н.Кукса
« »____________2024
План работы отряда
«Милосердие» на 2024/2025 учебный год
№ п/п |
Мероприятия |
Время проведения |
Ответственные |
1. |
Составление плана работы волонтерского отряда на 2024/2025 учебный год |
сентябрь |
руководитель волонтёрского отряда |
2. |
Изготовление листовок, буклетов «Кто такие волонтеры?», «Направления работы волонтеров» |
В течение года |
руководитель волонтёрского отряда |
3. |
Создание и обновление на школьном сайте странички «Сообщает волонтёр» |
В течение года |
руководитель волонтёрского отряда |
4 |
Поздравление педагогов-пенсионеров с днем Знаний. |
Сентябрь |
руководитель волонтёрского отряда |
5. |
Акция «Память», «Ветеран живёт рядом», акция «Поделись теплом души своей» (к ПРАЗДНИКУ ГОРОДА 17 октября) Распространение памяток, буклетов «Молодежь за безопасность» |
Октябрь-ноябрь |
руководитель волонтёрского отряда |
6. |
Акция, посвященная всемирному ДНЮ борьбы со СПИДом « Дети против СПИДА» |
Ноябрь –декабрь |
руководитель волонтёрского отряда |
7. |
Акция « Мы дарим мамам улыбку» Международный День отказа от курения «Время развеять дым» |
Октябрь
Ноябрь |
руководитель волонтёрского отряда |
8. |
Акция «Рождественские поздравления» |
Декабрь |
руководитель волонтёрского отряда |
9. |
Акция «Кормушка»
|
Январь |
руководитель волонтёрского |
10. |
Мероприятие посвящённое Дню юного героя-антифашиста «Мы Вас помним!» |
Январь |
руководитель волонтёрского |
11. |
Конкурс буклетов « Вредные привычки нас губят» |
Февраль |
руководитель волонтёрского отряда |
12. |
Мероприятие « Добрый молодец» ко дню защитника Отечества ( с приглашение ветеранов войны и труда) |
Февраль |
руководитель волонтёрского отряда |
13. |
Акция « Здоровая мама - здоровая страна» |
март |
руководитель волонтёрского отряда |
14. |
Акция «Ветеран живёт рядом» (поздравление с праздников 8 марта ветеранов войны и труда) |
март |
руководитель волонтёрского отряда |
15. |
Акция «Неделя добра» Акция «Украсим школьный дом цветами» ( благоустройство школьного двора) |
Ноябрь, апрель |
руководитель волонтёрского отряда |
16. |
Вахта памяти Акция «Память» (оказание помощи ветеранам войны и труда на придомовой территории) |
май |
руководитель волонтёрского отряда |
17. |
Организация работы волонтерской команды в пришкольном летнем детском оздоровительном лагере Акция «Дом, в котором ты живешь» ( благоустройство школьного двора)
|
Июнь - август |
. руководитель волонтёрского отряда |
Руководитель волонтёрского отряда Л.В.Хомиченко