Дорогие родители!
В преддверии зимних школьных каникул и приближающихся новогодних праздников напоминаем Вам о мерах профилактики детского травматизма в зимнее время
Гололед, довольно частое атмосферное явление зимой, является причиной множества травм и переломов. В настоящее время в Лоевском районе зарегистрировано более 30 гололёдных травм, в числе пострадавших пятеро детей. Граждане получили ушибы, растяжения, переломы и черепно-мозговые травмы, сопровождающиеся сотрясением головного мозга. Некоторые пострадавшие в преддверии новогодних праздников оказались на больничной койке.
Как обезопасить себя и своих детей? Во-первых, правильно подберите ребенку обувь: предпочтение лучше отдать обуви с ребристой подошвой, произведенной из мягкой резины или термоэластопластов, без каблуков. Во-вторых, научите ребенка перемещаться по скользкой улице: нужно не спешить, избегать резких движений, постоянно смотреть себе под ноги. Держать руки в карманах в гололед опасно, при падении у ребенка не будет время их вынуть и постараться избежать или смягчить падение.
Еще одну опасность зимой представляют обледеневшие ступеньки. По возможности избегайте передвижения по ним. Если это невозможно, то держитесь за поручни, а ногу при спуске по лестнице необходимо ставить вдоль ступеньки - в случае потери равновесия такая позиция смягчит падение.
Объясните ребенку, что внимание и осторожность - это главные принципы поведения, которых следует неукоснительно придерживаться в гололед.
Еще одна распространенная зимняя травма – обморожение.
Повреждение тканей под действием холода может наступить не только при низких температурах воздуха, но и при температуре выше нуля, особенно во время обильного снегопада, ветре, а также из-за влажной одежды и тесной обуви. Обморожению подвергаются чаще всего пальцы рук и ног, щеки, нос, уши. Обморожения чаще всего наступают незаметно, без боли, поэтому необходимо обращать внимание на цвет румянца у ребенка. Нормальный румянец – нежно-розового цвета, а если он стал неравномерный, с ярко-красными или белыми пятнами - это может быть признаком обморожения. В морозную погоду проверяйте чувствительность кожи лица ребенка, просите его постоянно шевелить пальцами рук и ног.
Зимой возрастает риск детских травм в результате дорожно-транспортных происшествий. Часто ребенок видит приближающуюся машину, но надеется успеть перебежать дорогу. На скользкой дороге увеличивается тормозной путь автомобиля. Проведите беседу с ребенком о необходимости неукоснительного соблюдения правил дорожного движения и сами демонстрируйте это личным примером.
Санки, лыжи, коньки – самые любимые развлечения детей зимой. К сожалению, именно они становятся причиной многих травм. Здесь важна роль взрослых, которые должны научить ребенка правилам поведения, позволяющим избежать получения травм, и усилить контроль за их соблюдением.
Проверьте надежность креплений на лыжах и лезвий на коньках, исправность санок. Позаботьтесь о защите: наколенниках, налокотниках, защиты для позвоночника, они помогают в значительной мере уменьшить вероятность получения травм. На коньках следует кататься только в специально оборудованных местах или катках. Следует избегать игр детей на льду замершего водоема. Даже при установившейся морозной погоде на льду могут быть проруби или промоины, которые крайне опасны.
Склон, который выбирается для спуска на санках или лыжах, обязательно должен быть вдалеке от дороги, свободен от палок и корней деревьев. Каждый ребенок должен понимать, что, катаясь с закрытыми глазами, можно столкнуться с соседом или деревом, а спуск спиной, снижает возможность управлять санками или лыжами, своевременно и адекватно реагировать на опасность. Особенно опасно привязывать санки друг к другу. Перевернувшись, одни санки потянут за собой другие. Категорически запрещается кататься на санках, прикрепленным к транспортным средствам.
Игра в снежки, еще одна зимняя забава, которая может привести к повреждениям глаз, поэтому задача взрослых убедить ребенка беречься от попадания снега в лицо и не бросать снежки с ледяной корочкой и обледенелыми кусочками снега в друзей, особенно в голову.
Пусть зима приносит только радость!
Районный врач-педиатр УЗ «Лоевская ЦРБ» Радюк В.П.
Профилактика детского травматизма
ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
Ежедневно во всем мире жизнь более 2000 семей омрачается из-за гибели ребенка по причине неумышленной травмы или так называемого «несчастного случая», которые можно было бы предотвратить.
Что такое травма? Травма определяется как «физическое повреждение, возникающее, когда человеческое тело внезапно подвергается воздействию энергии такого уровня, который превышает порог физиологической переносимости, или же является результатом нехватки одного или более жизненно-важных элементов, например, кислорода».
Детский травматизм - одна из серьезных социальных проблем, которая не только угрожает здоровью детей, но и влечет проблемы для родителей. Чаще травмы возникают дома и на улице; реже травмы связаны с городским транспортом, со случаями в школе, во время занятий спортом еще реже наблюдаются утопления и отравления.
Наиболее опасны три вида травм: бытовые, транспортные и утопление.
Что делает ребенка особенно подверженным травмам?
Дети – это не маленькие взрослые. Их способности и поведение иные, чем у взрослых. Физические и умственные способности детей, степень зависимости, тип активности и рискованность поведения существенно изменяются по мере того как они становятся старше. Но пока дети развиваются, их любопытство и потребность в экспериментировании не всегда соответствуют их способности к пониманию или реагированию на опасность, что ставит их под угрозу получения травмы. Таким образом, детский травматизм сильно связан с типом их активности, а это в свою очередь связано с возрастом и стадией развития.
Возраст. Смертельные случаи от травм среди детей и несмертельные травмы существенно зависят от возраста. Небольшой размер тела детей повышает для них риск в дорожных ситуациях. Дети менее заметны, чем взрослые, и если их сбивает машина, они с большей вероятностью, чем взрослые, пострадают от травмы головы или шеи. В то же время маленьким детям труднее заметить машину, оценить скорость ее приближения и расстояние до нее по звуку двигателя. Кожа ребенка обжигается глубже, быстрее и при более низких температурах, чем более толстая кожа взрослых. Кроме того, определенные физические особенности маленьких детей могут повлиять и на последствия травмы. Например, конкретное количество ядовитого вещества будет более ядовито для ребенка, чем для взрослого, из-за меньшей массы тела ребенка. Изучение поведения детей на дороге показали, что маленьким детям может не хватить знаний, навыков и уровня концентрации внимания для того, чтобы справиться с ситуацией на дороге, независимо от того, насколько она спокойная. Кроме того, возросшим физическим способностям детей могут не соответствовать их умственные способности. Например, маленькие дети в процессе исследования мира могут упасть с высоты, потому что их способность к лазанью превышает их способности удерживать равновесие или обдумывать шаги.
Дети постарше и подростки могут активно стремиться к риску, чтобы получить ощущение владения ситуацией, а иногда чтобы оказать сопротивление чьему-либо авторитету. Установлено, что стремление к поиску необычного растет в возрасте 9–14 лет, достигая максимума на последней стадии периода полового созревания, чем и обусловлен высокий процент дорожно-транспортного травматизма среди пешеходов и водителей такого возраста.
Несовершеннолетние испытывают более высокое давление со стороны сверстников, чем взрослые. Это подталкивает их к нарушению правил дорожного движения, рискованным развлечениям, употреблению спиртного и наркотиков.
Пол. Травмы у мальчиков встречаются чаще, а их последствия бывают тяжелее, чем у девочек. Для объяснения разницы в уровне травматизма между мальчиками и девочками выдвинуты различные теории. В их числе идея о том, что мальчики участвуют в более рискованных предприятиях, чем девочки, у них более высокий уровень активности, и они ведут себя более импульсивно. В число объяснений входит и предположение, что мальчики социализируются иначе, чем девочки. Их исследовательские действия родители ограничивают реже, как правило, позволяя им уходить на прогулки дальше, и чаще позволяют им играть в одиночку.
Окружающая среда. Дети подвержены травмам также и потому, что живут в мире, в котором их возможности для влияния и контроля невелики. Это еще больше осложняется отсутствием у детей возможности изменять свое окружение. Дети живут в городской и сельской среде, созданной взрослыми и для взрослых. Детские потребности должны быть учтены в окружающем их жизненном пространстве.
Причины травм:
1.Беспечность взрослых - когда взрослый человек ошибочно считает, что ничего страшного не произойдет. В присутствии взрослых произошло 98,7% автотравм, в 78,9% случаев дети получали травмы дома.
- Халатность взрослых - невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами и родителями своих обязанностей.
- Недисциплинированность детей (более 25% случаев).
- Несчастные случаи - непредвиденные события, когда никто не виноват(2%).
- Убийства (4,5%)-чаще страдают дети до года.
- Самоубийства (5%)-чаще подростки 10-15 лет.
- Алкоголь. С употреблением спиртных напитков связано от 25 до 50% смертельных случаев во время отдыха детей и взрослых на воде и на берегу. Употребление спиртного взрослыми снижает контроль и внимательность, оставляя поведение и действия детей на произвол судьбы. Употребление спиртных напитков подростками во время такого отдыха может привести к потере ими здравомыслия, ухудшению координации и чувства равновесия, повышая тем самым риск утопления или травмы.
Бытовой травматизм у детей занимает первое место среди повреждений и составляет 70-75%. Основными причинам являются: доступность опасных предметов для детей (батарейки, булавки, монеты, спички, ножи, горячие предметы, доступ к печам и газовым плитам), активные травмоопасные игры, недостаточное соответствие организации окружающей среды возрасту ребенка (острые углы на мебели, электрошнуры на полу, агрессивные или опасные домашние животные). Бытовые травмы снижаются в школьном возрасте и переходят в разряд школьного травматизма.
Школьный травматизм: среди школьников 80% повреждений происходят во время перемен. Обусловлены, в основном, нарушением правил поведения. Несчастные случаи во время физкультуры связаны часто с недостаточной организацией «страховки» во время выполнения спортивных упражнений.
Каникулы! Дети также могут подвергаться более высокому риску утопления и травм во время каникул. Резко повышается количество дорожных происшествий (особенно при катании на велосипедах, самокатах, роликовых коньках и т.д.), травм на детских и спортивных площадках. К этому часто приводит снижение контроля взрослых, занятых на работе, за детьми, имеющими массу свободного времени и зачастую крайне богатую фантазию.
Дорожно-транспортный травматизм. Риск для детей-велосипедистов напрямую зависит от степени их незащищенности при езде. В число других рисков входит неправильное ношение шлема, езда по дороге со смешанным движением, по тротуарам или пешеходным дорожкам, а также узкое поле обзора у велосипедиста. Подавляющее большинство велосипедистов и пешеходов не имеют никакого понятия о правилах дорожного движения и часто являются виновниками ДТП. Стоит помнить, что современный велосипед это высокотехнологичное транспортное средство, способное развивать скорость при незначительных усилиях до 40 км/ч. Недостаточно распространено правильное использование защитного шлема велосипедистами, мотоциклистами и их пассажирами на заднем сиденье, поэтому в случае аварии высока опасность получения черепно-мозговых травм.
Опасность нахождения детей в дорожных системах повышает множество факторов, связанных с ситуацией на дороге. Особая опасность для детей-пешеходов и велосипедистов возникает в том случае, когда:
- плотность движения превышает 15 000 автомашин в день;
- нет безопасных и эффективных систем общественного транспорта;
- транспортные средства движутся с неприемлемо высокой скоростью;
- неудовлетворительное землепользование и использование сети дорог приводит к отсутствию детских площадок для игр и разделения пользователей дорог;
- протяженные прямые дороги способствуют движению на повышенных скоростях в районах со смешанным землепользованием, включающим жилые дома, школы и торговые точки.
Таким образом можно сделать вывод, что ДТП с участием детей происходят в крупных городах с высоким потоком транспорта и сельской местности, где часто не соблюдается скоростной режим водителями и широко используется велосипедный транспорт.
Утопление. С водой связаны все стороны жизни детей. Она нужна им для роста, ею они умываются, в ней купаются, с ее помощью защищаются от жары – без нее они вообще не могли бы жить. Для большинства детей вода означает забавы, игры и приключения – в бассейне, в пруду, в озере или просто в лужах на дороге после ливня. Тем не менее, вода может представлять опасность. Маленький ребенок может захлебнуться в ведре, где глубина воды всего несколько сантиметров; он может утонуть в ванне.
Что такое утопление? Утопление происходит в том случае, когда дыхательные пути ребенка заполняются жидкостью, что приводит к расстройству дыхания. Исход может быть смертельным или несмертельным, причем некоторые случаи утопления с несмертельным исходом приводят к серьезным неврологическим нарушениям.
Дети младше 5 лет образуют группу наиболее высокого риска утопления, за ними следуют подростки в возрасте 15–19 лет. Поскольку дети до 1 года обычно не имеют доступа к воде, неумышленное утопление в этом возрасте происходит главным образом в результате того, что ребенка оставляют у воды без присмотра или под присмотром человека, непригодного для выполнения этой задачи, например, юного брата или сестры. С другой стороны, дети, которые более подвижны и любознательны, но все еще слишком малы, чтобы у них были развиты навыки предотвращения или понимания опасностей, часто ускользают из-под присмотра взрослых и забираются или падают в близлежащий водоем. Что касается подростков, то их склонность к экспериментированию, принятию рискованных решений и чрезмерной независимости приводят к повышенной опасности утопления. Мальчики больше подвержены опасности утопления, чем девочки, из-за более частого пребывания в водной среде и рискованного поведения, особенно в подростковом возрасте.
Ожоги. Дети по природе своей любопытны. Едва научившись передвигаться, они начинают исследовать все, что их окружает и играть с новыми предметами. Тем не менее, этот познавательный процесс означает, что они начинают сталкиваться с объектами, которые могут стать причиной тяжелых травм. Игры с огнем или прикосновение к горячим предметам могут привести к ожогам, вызвать острую боль и нередко повлечь за собой долговременные отрицательные последствия.
Ожогом считается травма кожи или другой ткани тела, вызванная высокой температурой. Он возникает в том случае, когда группа клеток или все клетки кожи или других тканей разрушаются под воздействием горячей жидкости (ожог кипятком), горячего твердого предмета (контактный ожог), или огнем (ожог пламенем). Повреждения кожи или других тканей тела в результате радиации, воздействия радиактивности, электрического тока, трения или контакта с агрессивными химическими веществами, также рассматриваются как ожоги.
Ожоги могут приводить к значительным долговременным последствиям, из-за которых – в отсутствие всесторонней и скоординированной программы медицинской реабилитации – у детей могут на всю жизнь остаться рубцы, как физические, так и психические. В число самых распространенных физических долговременных последствий ожога входят серьезные рубцы, ограниченная подвижность или ампутация конечности.
У маленьких детей уровень моторного развития не всегда соответствует интеллектуальному развитию, что с легкостью приводит к ожогам. Младенцы младше 1 года подвержены особой опасности, поскольку в этом возрасте они начинают передвигаться, тянутся к различным предметам, пытаясь к ним прикоснуться. Ожоги, которые они получают, обычно становятся результатом ожога горячим напитком в чашке или ожога от прикосновения к радиаторам или трубам с горячей водой. При этом температура воды, достаточная для вызывания ожога у ребенка, намного ниже, чем для взрослого. Ожоги горячей жидкостью – самый частый тип ожогов среди детей до 6 лет. Они часто происходят, когда ребенок тянет сосуд с горячей жидкостью, например, чашку с кофе, к лицу, верхним конечностям или туловищу. Мальчики старше 6 или 8 лет часто проявляют любопытство по отношению к огню, что приводит их к экспериментам со спичками, зажигалками или пиротехническими средствами. Легкий доступ детей к плите, печи или кастрюле с кипящей жидкостью является еще одним дополнительным фактором риска получения ожога.
Пиротехнические средства представляют значительную опасность для детей, особенно для мальчиков-подростков. Во многих странах принято отмечать религиозные и государственные праздники фейерверками, и во время этих празднеств регулярно случаются крайне серьезные травмы, в большинстве случаев приводящие к инвалидности.
Отравления. Дом и прилегающая к нему территория могут быть опасными для детей, в частности из-за возможности неумышленного отравления. Дети от природы любопытны, исследуют обстановку внутри и снаружи дома. Одним из органов «обследования» для ребенка является ротовая полость. Дети пробуют предметы на вкус, за счет большого количества хорошо развитых рецепторов они могут лучше понять форму и консистенцию предмета, съедобен он или нет. Поэтому зачастую ребенок может проглатывать мелкие (особенно блестящие) предметы. И если простая монета может не принести значимых проблем (особенно у детей старшего возраста), то булавка или батарейка это катастрофа для внутренних органов ребенка.
Вследствие этого ежегодно тысячи детей госпитализируют в отделения реанимации, потому что они по недосмотру употребили внутрь какой-нибудь бытовой товар, предмет, лекарство или пестицид. Большинство этих «случайных» отравлений можно было предотвратить.
Маленькие дети особенно склонны проглатывать ядовитые вещества, особенно жидкие, так как большинство предметов они тянут в рот, очень любознательны и не осознают последствий. С другой стороны, подростки в большей мере осознают возможные последствия своих действий, но давление со стороны ровесников и склонность к рискованному поведению могут привести к тому, что они по неосторожности могут неправильно употребить спиртные напитки или запрещенные наркотики.
Жидкие яды, например, раствор парацетамола представляют большую опасность, чем твердые яды, такие как моющие средства для посудомоечной машины или таблетки, поскольку проглотить жидкость легче. Исследования показывают, что светлые жидкости наиболее привлекательны для детей, так же как и ярко окрашенные таблетки.
Доступность для ребенка ядовитых веществ представляет собой главную предпосылку отравления. Размещение ядовитых веществ в емкостях с крышками, доступными для открывания детьми, повышает вероятность отравления. Даже когда опасные вещества упакованы и промаркированы правильно, маленькие дети подвергаются опасности, если взрослые не хранят емкости должным образом. Кроме того, многие родители не понимают, что надпись на маркировке «недоступно для открывания детьми» не означает «полностью защищено от детей», и маленькие дети, все же, могут открыть упаковку. Поэтому наличие таких крышек не отменяет необходимости надлежащего присмотра за детьми.
Профилактика детского травматизма
Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в 2 –х направлениях:
- Устранение травмоопасных ситуаций;
- Систематическое обучение детей основам профилактики травматизма.
Способы профилактики зависят от возраста ребенка. Маленького ребенка нужно оберегать от опасных предметов, не выпускать из вида. Чем старше ребенок, тем важнее объяснить ему правила техники безопасности. Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.
Крайне важно поощрение использования защитных шлемов велосипедистами и мотоциклистами. Велосипедные шлемы уменьшают риск получения черепно-мозговой травмы среди велосипедистов всех возрастов на 63–88%, и они особенно важны для детей по причине их повышенной подверженности опасности на дороге. Подобным образом защитные шлемы мотоциклиста или водителя мопеда (скутера) защищают голову в случае дорожной аварии, снижают риск получения травмы и их тяжесть почти на 72% и риск смертельного исхода на 39%. Шлемы представляют собой единственное и самое эффективное средство уменьшения процента черепно-мозговых травм и смертельных случаев в результате аварий с участием мотоцикла
Мерой защиты служит также использование в транспортных средствах таких защитных средств как детские пассажирские удерживающие системы, дополнительные подушки и ремни безопасности, размещение детей на задних сиденьях.
Ранее обучение детей правилам дорожного движения, яркое обозначение в темное время суток светоотражающими элементами позволяет снизить травматизм пешеходов и велосипедистов на дорогах.
Организация внутреннего обустройства квартир – залог здоровья детей. Отсутствие доступа в электроприборам и розеткам (использование заглушек, недоступные и запирающиеся шкафы), специальные накладки на углы мебели, игрушки, рассчитанные на конкретный возраст ребенка, кровати с боковыми ограничителями, препятствующие падению ребенка во время сна – это те средства безопасности, доступные каждому.
Уменьшение опасной доступности источников воды, в которые могут упасть маленькие дети, снижает показатели утопления. Вокруг плавательных бассейнов необходимо строить и поддерживать в надлежащем порядке изолирующие с четырех сторон ограждения с самозапирающимися воротами. Доказано, что там, где это осуществлялось на практике, наличие барьеров успешно снижает показатели утопления. Уроки плаванию дают детям старше 5 лет соответствующие навыки, которые в совокупности с объяснением правил профилактики утоплений (не заплывать далеко от берега, не купаться и особенно не нырять в незнакомых водоемах, ограничение купания в холодной воде и т.д.) позволят снизить риск утопления.
Взрослые!
- находитесь рядом с ребенком во время пребывания на территории площадки и в транспорте;
- ожидая транспорт, стойте на хорошо освещенном месте рядом с людьми, ребенка всегда держите за руку;
- на остановках не поворачивайтесь спиной к дороге, не пытайтесь стать в первом ряду нетерпеливой толпы с ребенком - вас могут вытолкнуть под колеса;
- при заходе в транспорт детей в возрасте до трех лет необходимо брать на руки и подобным образом из него выходить.
- нельзя пользоваться без надзора взрослых пиротехническими средствами: хлопушками, петардами, фейерверками, можно получить тяжелые ожоги, потерять зрение, искалечиться и даже погибнуть. Более того, нельзя хранить их дома, ведь они отнесены к взрывоопасным средствам;
- ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты нельзя хранить в бутылках из- под пищевых продуктов - дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте;
- детей никогда не следует оставлять одних в воде или близ воды.
Очень важен личный пример поведения родителей.
Родители не должны перекладывать ответственность за детский травматизм на педагогов, на учителей физкультуры, труда, именно от родителей зависит правильное поведение детей. Детский травматизм – серьезная проблема и только общими усилиями можно оградить детей от беды.
http://www.14crp.by/zog/profilaktika-travmatizma/detskij-travmatizm-i-ego-profilaktika
ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ
Основные черты, характеризующие детский травматизм, – распределение по полу и возрасту, видам травматизма – остаются постоянными на протяжении последних 20-30 лет. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.
В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы (60–68%). Причем у детей до 7 лет они составляют около 80% всех повреждений. При этом 78% травм дети получают во дворах, на улицах и только 22% – в помещениях.
Причины детского травматизма:
1. На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным спец.составом;
2. На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;
3. На третьем месте – травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период оттепели;
4. На четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП. Нередки и электротравмы.
Основной причиной несчастных случаев остается
недосмотр взрослых.
Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмоопасные ситуации.
Так, различные колющие и режущие предметы (ножницы, остро отточенные карандаши, вилки) при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.
Для малышей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, разноцветные пуговицы могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши...
Для детей дошкольного возраста (4–6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, «фрагментированное» внимание. Основное содержание этого возрастного периода – появление начальных форм самосознания. Дети проявляют, с одной стороны, стремление действовать без помощи взрослых, а с другой – активно участвовать в их жизни. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью еще не овладели. У дошкольников, в отличие от детей раннего возраста, основным местом происшествия становится двор.
В зимний период, из-за гололеда, ранения острыми предметами (торчащими из под снега ветками, льдом, невидимыми под снегом осколками стекла и других острых предметов), удары твердыми предметами и о твердые предметы, обморожения, травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, языком, травмирование при катании с горок. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Именно поэтому наиболее часто они получают травмы в игровых ситуациях.
Профилактика детского травматизма:
падение из открытых окон
Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, особенно в период летних каникул, когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это — халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице.
Возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности. Большой проблемой становится падение детей с высоты: гаражей, заборов, с деревьев, сараев и других сооружений, нередко с тяжелыми травмами. Падение — распространенная причина ушибов, переломов и серьезных травм. Самые печальные случаи — это падение из окон. Многие родители забывают о том, что открытое окно может быть смертельно опасно для ребенка. Каждый год от падений с высоты гибнут дети. Чаще всего из окон выпадают дети в возрасте от года (когда ребенок начинает ходить) и до 5-6 лет. Большинство случаев падения происходит тогда, когда родители оставляют детей без присмотра. Никогда не рассчитывайте на москитные сетки! Они не предназначены для защиты от падений! Ребенок чувствует себя за ней в безопасности и опирается как на окно, так и на нее и происходит непоправимое.
Чтобы избежать несчастного случая, связанного с падением ребенка из окна, необходимо придерживаться следующих правил:
Открывая окна в квартире и проветривая помещение, убедитесь, что ребенок при этом находится под присмотром.
Во время проветривания открывайте фрамуги и форточки. Если Вы все же открываете окно, то не открывайте его больше чем на 10 см, для этой цели поставьте ограничители.
Не разрешайте ребенку выходить на балкон без сопровождения взрослых.
Никогда не оставляйте спящего ребенка одного в квартире. Малыш может проснуться и полезть к открытому окну.
Отодвиньте всю мебель, включая кровати, от окон. Это поможет предотвратить случайное попадание малыша на подоконник.
Не показывайте ребенку, как открывается окно. Чем позднее он научиться открывать окно самостоятельно, тем более безопасным будет его пребывание в квартире.
Не учите ребенка подставлять под ноги стул или иное приспособление, чтобы выглянуть в окно или заглянуть на улицу с балкона. Впоследствии, действуя подобным образом, он может слишком сильно высунуться наружу и выпасть из окна (с балкона).
Большую опасность представляют москитные сетки: ребенок видит некое препятствие впереди, уверенно опирается на него, и в результате может выпасть вместе с сеткой, которая не рассчитана на вес даже самого крохотного годовалого малыша.
Если ребенок 5-7 лет боится оставаться в квартире один, не оставляйте его даже на короткое время. Зачастую, чувствуя страх, дети выглядывают в окно или с балкона, надеясь увидеть родителей, что может повлечь их падение с балкона.
Вместе сохраним здоровье детей!
ВНИМАНИЕ!!! КУПАНИЕ В НЕОБОРУДОВАННЫХ МЕСТАХ ЗАПРЕЩЕНО!
Лето - замечательная пора для отдыха детей и взрослых
В теплые дни хочется отдохнуть у водоема, искупаться в реке или озере. Однако, беспечное поведение на водном объекте, неорганизованное и бесконтрольное купание таят в себе серьезную опасность. Одной из основных причин гибели людей на водных объектах является купание в неустановленных местах. При нырянии в незнакомых местах можно удариться головой, потерять сознание и погибнуть.
Детвора устраивает в воде игры, связанные с захватами других пловцов, плавает на бревнах, досках и самодельных плотах. Бесконтрольно купающиеся дети часто допускают переохлаждение тела, испытывают судороги, которые сводят руку, а чаще ногу или обе ноги, что может привести к гибели.
Помните, что на водоемах запрещено: - купаться в необследованных водоемах, в местах, где выставлены щиты (аншлаги) с надписями о запрете купания УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Безопасность жизни детей на водоемах во многих случаях зависит ТОЛЬКО ОТ ВАС!
ПАМЯТКА
ПО МЕРАМ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ КУПАНИИ В ВОДОЕМАХ
На водоемах запрещается:
* купание в местах, где выставлены щиты (аншлаги) с предупреждениями и запрещающими надписями;
* купание в необорудованных, незнакомых местах;
* заплывать за буйки, обозначающие границы плавания;
* подплывать к моторным, парусным судам, весельным лодкам и к другим плавсредствам;
* прыгать в воду с катеров, лодок, причалов, а также сооружений, не приспособленных для этих целей;
* купаться в состоянии алкогольного опьянения;
* играть с мячом и в спортивные игры в не отведенных для этих целей местах, а также допускать в воде шалости, связанные с нырянием и захватом купающихся;
* подавать крики ложной тревоги;
* плавать на досках, бревнах, лежаках, автомобильных камерах, надувных матрацах.
Меры обеспечения безопасности детей на воде
Взрослые обязаны не допускать:
* одиночное купание детей без присмотра;
* купание в неустановленных местах;
* катание на неприспособленных для этого средствах, предметах.
Все дети должны помнить правила:
* купаться только в специально отведенных местах;
* не подплывать к близко идущим судам, лодкам и не допускать шалостей на воде;
* не подавать ложных сигналов тревоги, не плавать на надувных матрацах, камерах, досках;
* не нырять в воду в незнакомых местах, с лодок, крутых берегов, причалов;
* не купаться в воде при температуре ниже +18°С;
* не бросать в воду банки, стекло и другие предметы, опасные для купающихся;
* купаться только в присутствии старших.
ПАМЯТКА
О БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДОЁМАХ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Поведение на воде
Наступил долгожданный купальный сезон. Сотни жителей устремляются в выходные дни поближе к воде. Свежий воздух, солнце, купание не только доставляют удовольствие, но и служат хорошим средством закаливания организма. Вместе с
этим вода регулярно уносит жизни. Помните: купание в нетрезвом виде может привести к трагическому исходу!
При купании недопустимо:
1. Плавать в незнакомом месте, под мостами и у плотин.
2. Нырять с высоты, не зная глубины и рельефа дна.
3. Заплывать за буйки и ограждения.
4. Приближаться к судам, плотам и иным плавсредствам.
5. Прыгать в воду с лодок, катеров, причалов.
6. Хватать друг друга за руки и ноги во время игр на воде.
Избегайте употребление алкоголя до и во время нахождения в воде или у береговой линии. Алкоголь ухудшает чувство равновесия, координацию движений и самоконтроль.
Не умеющим плавать купаться только в специально оборудованных местах глубиной не более 1-2 метра!
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ купание на водных объектах, оборудованных предупреждающими аншлагами «КУПАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО!»
Помните! Только неукоснительное соблюдение мер безопасного поведения на воде может предупредить беду.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Безопасность жизни детей на водоемах во многих случаях зависит ТОЛЬКО ОТ ВАС!
В связи с наступлением жаркой погоды, в целях недопущения гибели детей на водоемах в летний период обращаемся к Вам с убедительной просьбой:
провести разъяснительную работу о правилах поведения на природных и искусственных водоемах и о последствиях
их нарушения. Этим Вы предупредите несчастные случаи с Вашими детьми на воде, от этого зависит жизнь Ваших детей сегодня и завтра.
Категорически запрещено купание:
детей без надзора взрослых;·
в незнакомых местах;·
на надувных матрацах, камерах и других плавательных средствах (без надзора взрослых);·
Необходимо соблюдать следующие правила:
Прежде чем войти в воду, сделайте разминку, выполнив несколько легких упражнений.·
Постепенно входите в воду, убедившись в том, что температура воды комфортна для тела (не ниже установленной нормы).·
Не нырять при недостаточной глубине водоема, при необследованном дне
(особенно головой вниз!), при нахождении вблизи других пловцов.·
Продолжительность купания - не более 30 минут, при невысокой температуре воды - не более 5-6 минут.·
При купании в естественном водоеме не заплывать за установленные знаки ограждения, не подплывать близко к моторным лодкам и прочим плавательным средствам.·
Во избежание перегревания отдыхайте на пляже в головном уборе.·
Не допускать ситуаций неоправданного риска, шалости на воде.·
ПАМЯТКА
ЕСЛИ ТОНЕТ ЧЕЛОВЕК:
Сразу громко зовите на помощь: «Человек тонет!»·
Попросите вызвать спасателей и «скорую помощь».·
Бросьте тонущему спасательный круг, длинную веревку с узлом на конце.·
Если хорошо плаваете, снимите одежду и обувь и вплавь доберитесь до тонущего. Заговорите с ним. Если услышите адекватный ответ, смело подставляйте ему плечо в качестве опоры и помогите доплыть до берега. Если же утопающий находится в панике, схватил вас и тащит за собой в воду, применяйте силу. Если освободиться от захвата вам не удается, сделайте глубокий вдох и нырните под воду, увлекая за собой·
спасаемого. Он обязательно отпустит вас. Если утопающий находится без сознания, можно транспортировать его до берега, держа за волосы.
ЕСЛИ ТОНЕШЬ САМ:
Не паникуйте.·
Снимите с себя лишнюю одежду, обувь, кричи, зови на помощь.·
Перевернитесь на спину, широко раскиньте руки, расслабьтесь, сделайте несколько глубоких вдохов.·
Прежде, чем пойти купаться, не забудьте взять с собой английскую булавку. Она поможет вам, если в воде начнутся судороги. Если же у вас свело ногу, а булавки при себе нет, ущипните несколько раз икроножную мышцу. Если это не помогает, крепко возьмитесь за большой палец ноги и резко выпрямите его. Плывите к берегу.
Вы захлебнулись водой:
не паникуйте, постарайтесь развернуться спиной к волне;·
прижмите согнутые в локтях руки к нижней части груди и сделайте несколько резких выдохов, помогая себе руками;·
затем очистите от воды нос и сделайте несколько глотательных движений;·
восстановив дыхание, ложитесь на живот и двигайтесь к берегу;·
при необходимости позовите людей на помощь.·
ПАМЯТКА
ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПРИ УТОПЛЕНИИ:
1. Перевернуть пострадавшего лицом вниз, опустить голову ниже таза.
2. Очистить ротовую полость.
3. Резко надавить на корень языка.
4. При появлении рвотного и кашлевого рефлексов - добиться полного удаления воды из дыхательных путей и желудка.
5. Если нет рвотных движений и пульса - положить на спину и приступить к реанимации (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца). При появлении признаков жизни - перевернуть лицом вниз, удалить воду из легких и желудка.
6. Вызвать “Скорую помощь”.
Если человек уже погрузился в воду, не оставляйте попыток найти его на глубине, а
затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утонувший находился в воде не более 6 минут.
НЕЛЬЗЯ:
ОСТАВЛЯТЬ ПОСТРАДАВШЕГО БЕЗ ВНИМАНИЯ (в любой момент может произойти остановка сердца);
САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЕРЕВОЗИТЬ ПОСТРАДАВШЕГО, ЕСЛИ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫЗВАТЬ СПАСАТЕЛЬНУЮ СЛУЖБУ.
Помните! Только неукоснительное соблюдение мер безопасного поведения на воде может предупредить беду.
ПАМЯТКА
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ.
Водоемы являются опасными в любое время года. Летом они опасны при купании и пользовании плавсредствами. Опасность чаще всего представляют сильное течение
(в том числе подводное), глубокие омуты и подводные холодные ключи.
Летом на водоемах следует соблюдать определенные правила безопасного поведения.
Во-первых, следует избегать купания в незнакомых местах, специально не оборудованных для этой цели.
Во-вторых, при купании запрещается:
заплывать за границы зоны купания;
подплывать к движущимся судам, лодкам, катерам, катамаранам, гидроциклам;
нырять и долго находиться под водой;
прыгать в воду в незнакомых местах, с причалов и др. сооружений, не приспособленных для этих целей;
долго находиться в холодной воде;
купаться на голодный желудок;
проводить в воде игры, связанные с нырянием и захватом друг друга;
плавать на досках, лежаках, бревнах, надувных матрасах и камерах (за пределы нормы заплыва);
подавать крики ложной тревоги;
приводить с собой собак и др. животных.
Необходимо уметь не только плавать, но и отдыхать на воде.
Наиболее известные способы отдыха:
Лечь на воду спиной, расправив руки и ноги, расслабиться и помогая себе удержаться в таком положении, сделать вдох, а затем после паузы-медленный выдох.
Если во время купания свело ногу, надо позвать на помощь, затем погрузиться с головой в воду, сильно потянуть ногу на себя за большой палец, а затем распрямить ее.
Если не имеешь навыка в плавание, не следует заплывать за границы зоны купания, это опасно для жизни.