Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 5 человек

День здоровья школьников (профилактика нарушения зрения)

Дата: 16 сентября 2014 в 12:54, Обновлено 16 сентября 2014 в 13:09
621 просмотр

  18 сентября на территории Лоевского района проводится День здоровья школьников (профилактика нарушения зрения)

Нарушения зрения у школьников: важна профилактика

   В последние несколько лет очень остро встал вопрос нарушения зрения у многих людей, в том числе и у молодых. Образ жизни современного человека в сложных социальных и бытовых условиях, характеризующийся чрезмерными физическими, эмоциональными, информационными нагрузками, пагубно отражается на состоянии организма, в частности, на функциональных свойствах органа зрения.

  Наиболее чувствительны к разного рода негативным воздействиям дети, чьи неокрепшие развивающиеся органы и системы в условиях школьного обучения подвергаются постоянным, длительным, со временем увеличивающимся нагрузкам. Именно в школьном возрасте наиболее часто появляются зрительные расстройства и, в первую очередь, близорукость. Беспокоит увеличение числа учащихся, страдающих близорукостью. К старшим классам увеличивается и количество детей с нарушениями зрения, и степень их близорукости. Поэтому очень важны профилактические мероприятия, как первичные – предупреждение возникновения нарушений зрения, так и вторичные – профилактика прогрессирования уже имеющихся нарушений.

  При обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно – четвёртого урока у детей наблюдается значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Заметно уменьшает зрительную утомляемость чередование уроков по трудности и степени зрительного напряжения. На зрительные и другие функции положительно влияет обучение детей в первую смену, так как есть возможность правильно организовать режим дня. Это обеспечивает меньшее утомление, остаётся больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и так далее. Занятия в первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения.

   Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещённости. Наиболее благоприятна для работы зрительного анализатора естественная освещённость в пределах от 800 до 1 200 люкс.

  Имеет значение не только достаточность, но и равномерность освещения, отсутствие резких теней, блеска на рабочей поверхности, прямых солнечных лучей. На освещённость помещения также влияет чистота оконных стёкол – за счёт накопившейся на стёклах пыли поглощается до 30% световых лучей. В учебных помещениях нельзя ставить на подоконники предметы, препятствующие доступу света, например, высокие цветы. При рассаживании детей в классе обязательно надо учитывать, что поверхности парт в первом от окна ряду освещаются хорошо, а освещение рабочих мест в третьем ряду может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд, оставляя на том же расстоянии от классной доски.

  Когда естественного света не хватает – в пасмурные дни, в утренние и вечерние часы, в осенне-зимний период – необходимо пользоваться искусственным освещением. Для обеспечения оптимальной освещённости на рабочем месте школьника в домашних условиях настольная лампа должна находиться слева и быть прикрытой абажуром для устранения чрезмерно яркого прямого света. Яркие прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зелёного или жёлтого цвета. Мощность лампы рекомендуется выбирать от 60 до 80 Ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате, необходимое для устранения резкого светового контраста при переводе взгляда с освещённой рабочей поверхности на затемнённые предметы в комнате.

  Для правильного устройства рабочего места ученика, как в школе, так и дома большое значение имеет выбор мебели по размеру, который должен соответствовать росту ребёнка. От этого будет зависеть поза во время занятий и подготовки домашних заданий, а следовательно, и расстояние от глаз до книги. Минимальное зрительное напряжение будет обеспечено при расстоянии не менее 30 сантиметров.

  При организации занятий школьника в домашних условиях необходимо помнить, что нельзя приступать к выполнению домашнего задания сразу по приходу из школы. Это усугубляет  накопившееся на протяжении уроков зрительное напряжение, тогда как 1,5–2 часа отдыха после школьных занятий значительно уменьшают общее утомление, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими, при которых глаза напрягаются меньше. Необходимо устраивать 10 – 20-минутные перерывы после 1,5–2 часов непрерывных занятий. Отрицательно сказывается на многих функциях организма, в том числе на зрительной, и длительная работа с компьютером. Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора, потому что оно складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих.

  Просмотр телевизионных передач также должен быть регламентирован – ведь это дополнительная нагрузка для глаз. Наибольшее утомление и напряжение зрения возникают при слишком близком расстоянии от экрана. Располагаться от телевизора следует не ближе, чем на 3 метра. Экран телевизора должен быть на уровне глаз зрителя или чуть ниже. Не рекомендуется смотреть телепередачи в темноте, комната должна быть освещена верхним светом или торшером, не находящимся в поле зрения и не отражающимся на экране.

  Уменьшить напряжение зрения поможет зрительная гимнастика, состоящая из простых упражнений для мышц глаз и век:

1. Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, затем откройте на 3-5 секунд. Повторите 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение.

2. Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 сантиметров от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторите 10 раз. Упражнение укрепляет мышцы обоих глаз.

3. Тремя пальцами каждой руки слегка нажмите на верхнее веко; через 1-2 секунды уберите пальцы с век. Повторите 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

4. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторите 3 раза. Снимает усталость глаз.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.